style="display:inline-block;width:728px;height:90px"
data-ad-client="ca-pub-6928022449983504"
data-ad-slot="6098403473">

БАБА-ВЕЛИКАНКА (Лихо) — олицетворение Лиха (Недоли), жадно пожирающая людей.
У нее только один глаз (Одноглазое), ростом выше деревьев. Живет она на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей.
Идет Лихо — деревья валит, горы крушит, реки-озера засыпает Ни жалости, ни участия, живое встретит — зверя ли, человека ли — затопчет, разорвет и съест.
Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воплощение зла.
Имя Лихо стало нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами «беда», «горе», несчастье».
«Стал было уже засыпать кузнец, как. дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе» (К.Д. Ушинский. «Лихо одноглазое»).

БОГАТЫРЬ — существо божественное, и потому наделенное необычайными силами и великанскими размерами, приличными грозным стихиям природы.

В

ВАЛИГОРА И ВЫРВИДУБ — прозвания, издревле присвоенные богу-громовнику, как рушителю облачных гор и лесов; были вскормлены зверями: один — львицею, а другой — волчихою.

ВЕРНИ-ГОРА (Вертигор, Дубодер, Елиня, Лесиня, Бор, Верни-вода, Запри-вода, Поток-богатырь, Медведко, Сила-царевич, Вода) — богатыри-герои разной силы в славянской мифологии.

ВЕЛИКАНКА (женщина великая, поленица) — в одном из вариантов русской былины — Святогорова жена, в других — поставлена независимо от Святогора.
«Поленица назад приоглянется,
Сама говорит таково слово:
«Я думала комарики покусывают,
Ажно русские могучие богатыри пощелкивают!»
Как хватила Добрыню за желты кудри,
Посадила его во глубок карман».

ВЕЧОРКА, ЗОРЬКА И ПОЛУНОЧКА — три богатыря русской сказки, персонификация основных моментов суточного солнечного цикла.
Варианты названий — Вечер, Вечерник; Заря-богатырь, Светозор (и Световит), Иван Утренней Зари и Иван Полуночной Зари; Полночь-богатырь, Полуночник.
Три богатыря родятся у вдовы в одну ночь — старший с вечера, средний в полночь, а меньшой на утренней заре.

ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО — мифологизированный образ великого князя в русских былинах. (Историческим прототипом является князь Владимир Святославович).
Это — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников («татар») или чудовищных существ (Змея Горыныча, Тугарина, Идолища).
В былинах Киев, двор князя Владимира — обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и темные леса, и высокие горы, и быстрые реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха.
В Киев съезжаются с разных сторон богатыри: Илья из Мурома, Добрыня из Рязани, Алеша из Ростова. По пути они совершают подвиги, суть которых в устранении опасности на пути к Киеву.
Сам же Киев и прежде всего двор князя Владимира — надежное, защищенное место, где идет нескончаемый (в основном веселый) «почестен пир», на нем напиваются, наедаются, хвалятся, слушают певцов, получают дары от князя и принимают важные решения; здесь же завязываются и споры, конфликты, обиды, требующие своего решения.
Князь Владимир — хозяин, покровитель, даритель, тот, кто ставит богатырям задачи. Былины называют его «красным, солнышком» и «ласковым князем», и эти названия соответствуют характеристикам Владимира: он надо всеми и, по идее, ко всем равно приветлив, заботлив, гостеприимен, мягок. В этом смысле именно он наиболее ярко противопоставлен темным силам, обычно существам змеиной природы, и «солярность» эпитета Владимира — не просто оценочное слово, но актуализация солнечной темы.
Как солнце собирает вокруг себя звезды, так и Владимир собирает вокруг себя всех — членов своей семьи, главных богатырей, всех богатырей, весь народ и опекает их роды.

ВОДА — воин, богатырь, герой, предводитель воев (воинов), воевода.

ВОЛОТЫ (велетни) — исполины непомерной величины и силы.
Из сказок древних видно, что, сверх силы, имели они еще дар неуязвимости. Заметим впрочем, что древние славяне под именем Волотов подразумевали римлян. Слава силы и могущества римского народа представила воображению их в качестве великанов.
Простолюдины верят, что в былое время на земле жили люди-исполины и назывались они волоты, «я придет пора, когда станут они называться пыжиками, которые на столько же будут меньше нас, на сколько мы меньше волотов».
В Малороссии об этом говорят: «С течением времени люди все мельчают и когда-нибудь сравняются с мурашами: тогда-то и будет конец свету!»

ВОЛХВ С БРАТЬЯМИ — Волхв с братьями Волховцем и Рудотоком были дети Славена, все трое богатыри. Но Волхв был великий волшебник. Он не только разъезжал по реке Волхову, так по имени его названной, и по Русскому морю, но даже плавал для добыч и в Варяжское море.
Когда же он был в Славянске, то при приближении неприятелей, оборачиваясь в великого змея, ложился от берега до берега поперек реки, и тогда не только никто не мог проехать по ней, но даже спастись не было возможности.

Г

ГОРНЫЙ КАРЛИК — дух, представляемый со спутанными, взъерошенными волосами.

ГОРЫНЯ (Горыныч, Вернигора, Вертигор) — титан, один из трех богатырей-великанов (Горыня, Дубыня, Усыня), герой русских сказок. Исполинский спутник Перуна. Если Горыня разгуляется, то с гор камни выворачивает, деревья валит, реки запруживает завалами.
Горыня обладает сверхчеловеческой силой; в сказках, нарушая природу вещей, помогает главному герою, иногда затрудняет его действия. Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает.
Если предположить, что имя это происходит от слова «гореть», то три богатыря есть воплощение трех стихий: Горыня — огонь, Дубыня — земля, Усыня — вода.

ГРИМТУРСЫ (великаны инея) — демоны зимы, враги земледелия и урожаев.

Д

ДИВИИ НАРОДЫ (бич божий) — великаны разрушительных бурь и гроз.
Мифические сказания о них в средние века были перенесены на суровых, диких кочевников, беспощадно опустошавших русскую землю и названных потому «бичем божьим».

ДИВЫ — облачные духи, великаны и лешие.
У сербов Див — великан, у болгар — бурный вихрь.
Собственно «див» означает: светлый, блестящий — и принималось славянскими племенами за название небесного свода; но так как, с одной стороны, небо есть царство грозовых туч, а с этими после ними соединялось представление демонов мрака, чудовищных змеев и великанов, и так как, с другой стороны, в самих сверкающих молниях предки наши усматривали падших, низверженных с неба духов, то слово «див» стало употребляться для обозначения нечистой силы и великанов.



style="display:inline-block;width:468px;height:60px"
data-ad-client="ca-pub-6928022449983504"
data-ad-slot="1528603071">

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе.
Он входит в качестве среднего брата в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Илья Муромца по значению богатырь.
«Средняя» позиция его объясняет подчеркнутость связующей функции у этого персонажа; благодаря усилиям и талантам Добрыни богатырская троица остается восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алеша Попович разделятся.
Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче — «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич — воин.
В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его «княжеский» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто оказывается при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя.
Его «вежество», знание манер постоянно подчеркивается в былинах; он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе.


ДУБЫНЯ (Вернидуб, Дубынич, Вертодуб, Дугиня) — персонаж восточнославянских сказок; лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство.
«Дубье верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубье рвет».
В сказках Дубыня вместе с Горыней и Усыней выступают как положительные персонажи, спутники главного героя, но порой им присущи и отрицательные черты, как слабость и даже предательство.

ДУНАЙ — сильномогучий богатырь.
В былине богатырь Дунай разливается рекою:
«И падал он на нож да ретивым сердцем;
С того ли времени, от крови горячия
Протекала матушка Дунай-река».

Очевидно, что в основе этого мифа лежит предание об исполинах дождевых тучах. Дунай — в представлении древних славян мифологизированный образ главной реки, матери всех рек. Дунай представлялся как главное место, родина, притягивающая к себе все остальные реки; как рубеж, за которым лежит земля богатая, но таящая некую опасность.
У южных и западных славян с Дунаем ассоциировались мотивы женщины, изобилия и мирной жизни, культ реки, ее плодотворящих вод.

Е

ЕРУСЛАН ЛАЗАРЕВИЧ (Руслан, Уруслан Залазарович) — герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора.
В героических странствиях Еруслан Лазаревич вступает в единоборство с богатырями-соперниками, чудовищами (в том числе с трехголовым змеем, которому в жертву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами.

И

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ (Илья Муровец, Илья Мурович, Илья Муравлении, Илья Моровленин, Ильюша, Ильюшка, Ильюшенка, Илюха, Илейко, Илья Иванович, Илья свет Иванович) — мифологизированный образ главного героя-богатыря русского былинного эпоса. Многие сюжеты, связанные с ним, складываются в былинный цикл.
Он возглавляет всех богатырей и выступает как главный в троице наиболее знаменитых героев — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича.
Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед Владимиром Красное Солнышко. В нем подчеркивается сила, мужество, верность, надежность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие.
Основной эпитет Ильи Муромца в былинах «старый», «старой» (изображение седобородым стариком, едущим по полю на белом коне) подчеркивает сочетание уверенной силы, нравственного опыта, житейской мудрости.
Этот богатырь в русском предании заступает место бога-громовника Тора: великан, над которым он пробует силу своих ударов, как будто сросся с горою: ему нет места на земле — так он громаден и тяжел. Илья Муромец победил Святогора.
Вместе с тем крестьянское происхождение его, расчистка им земли под поле, особая связь с Матерью Сырой Землей, освобождение богатств из-под власти «атонического» противника сближает этот образ со святым Ильёй как покровителем плодородия.
Также об Илье Муромце и богатырской заставе см. выше Алеша Попович.

Тайна кургана «Гульбище» — неведомый богатырь земли Черниговской
Много исторических тайн хранят Болдины горы (Чернигов). Одна из них связана с курганом «Гульбище», находящимся в восточной части Болдиных гор.
Эта огромная, окружённая рвом насыпь высотой 8,5 м была раскопана экспедицией археолога Дмитрия Самоквасова в 1872 году. Результаты раскопок превзошли самые смелые ожидания профессора!
Были обнаружены погребения мужчины, женщины и коня, а также разнообразные предметы, сопутствующие погребальному обряду кремации наших предков-язычников накануне крещения Руси.
Один из скелетов принадлежал, по всей видимости, дружиннику. Среди разного воинского снаряжения наиболее впечатляющей находкой был необычайно большой меч — самый большой из найденных древнерусских мечей. Его общая длина с рукояткой — 126 см. Клинок шириной 6,5 см имел длину 105 см, массивную рукоятку украшали серебряные насечки и три ряда камней.
Для сравнения: в X веке древнерусские мечи обычно имели длину 85-90 см. Для свободного владения мечом, найденном в кургане «Гульбище», воин должен был иметь рост не менее 215 см (в те времена обычный мужской рост был порядка 145-150 см; рост Александра Невского, на голову возвышавшегося над толпой, был 158 см).
О богатырском телосложении неизвестного дружинника свидетельствуют и другие предметы воинского снаряжения, найденные в кургане: большой шлем, огромная кольчуга и массивный щит, окованный медью и украшенный серебряными бляхами. Стремена всадника были на треть больше обычных.
Ещё один из предметов, обнаруженных при раскопках, удивляет своими размерами. Деревянное ведро, из которого дружинник поил коня и пил воду сам, судя по сохранившимся железным обручам, имело диаметр 40 см. Обычное ведро, притороченное к седлу всадника, имело гораздо меньшие размеры — от 17 до 25 см в диаметре.
Но кто он был по имени, этот богатырь земли Русской?
Некоторые из черниговских экскурсоводов, остановив перед Гульбищем группу туристов, заявляют без обиняков, что в этом кургане был похоронен Илья Муромец — вместо того, чтобы сказать, что тут покоились останки богатыря, подобногобылинному Илье Муромцу.
Некоторые основания для подобного заявления всё-таки имеются. Во многих былинах имя этого сказочно сильного богатыря неоднократно упоминается в связи с теми или иными событиями в Чернигове или возле него.
Вот отрывок одной из былин:
«И поехал в путь свой к славному граду Киеву и подъезжает к граду Чернигову. А под тем градом Черниговом стоит войско босурманское, что ему и сметы нет. И Чернигов град осадили и хотят его вырубить и божие церкви на дым пустить, а самого князя Киберского и воеводу черниговского в нем взять. И той великой силы Илья Мурамец ужаснулся, однако положил на волю создателя своего Господа Бога, и вздумал положить главу свою за веру христианскую. И стал побивать силу босурманскую, в полон взял и ведет во град Чернигов. И встречают из града Чернигова граждане с честию».
Еще одна былина говорит:
«Илья Муромец поехал ко граду Киеву прямою дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно 30 лет, не пропускал ни конного ни пешева, а убивал не оружием, но своим разбойничьим свистом».
(Разбойник по имени Соловей — это историческое лицо.)
Далее в былине рассказывается, как Илья ранил и пленил Соловья-разбойника.
Неоднократное упоминание Чернигова в былинах и сказках об Илье Муромце неслучайно.
Цикл былин об Илье Муромце складывался многими столетиями и по ходу времени обрастал все новыми и новыми эпизодами жизни и подвигов мифического персонажа.
В первых былинах, составленных много веков назад, фигурируют названия только трех городов: Мурома, Чернигова, Киева. В первых же былинах описывается освобождение Чернигова от осады его босурманами, поездка Ильи Муромца из Чернигова на Киев через Брянские леса, в которых он пленил Соловья-разбойника. А Муром упоминается только как место рождения Ильи.
Между тем, на половине пути от Чернигова до Киева, на старой Киевской дороге, есть село Моровск, которое упоминается в летописях как древнерусский город, имевший несколько названий: Муромск, Моравейск, Моривейск, Моравийск и, наконец, Моровск. От названия древнего города Муромск (ныне село Моровск) Илья мог вполне получить прозвище Муромец. Происхождение прозвища «Муромец» могло быть связано только с двумя городами: или с Муромом, который находился далеко от Чернигова, дальше современной Москвы, или с Муромском на землях Черниговского княжества.
Некоторые полагают, что обнаруженные в кургане «Гульбище» останки — это останки богатыря, послужившего праобразом былинного богатыря Святогора, тело которого с трудом вынашивает мать-сыра земля. Этот Великий богатырь был ярко описан в Славянском эпосе, в т.ч. в былине об Илье Муромце. Конечно, там его размеры и сила преувеличены, но человек-великан на самом деле ходил по земле русской.

К

КРОСНЯТА — карлики у кашубов; живут в подпольях избы, хлева или сарая.
Кроснята подменивают по ночам некрещеных младенцев, и потому если есть в семье карло, то обыкновенно думают, что кроснята похитили у родителей их настоящего ребенка, а взамен положили в люльку своего.

Л

ЛАЗАВИКИ (одноглазые старички) — карлики, живущие в болотах; ростом не более ноготка, с аршинною бородою и кнутом в семь саженей. Когда они расхаживают по трясине, глаза их сверкают как огоньки.

ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ — великан; «стоит великолюд да сосновою колодою загоняет овец в хлев; ростом выше самого высокого дуба, во лбу один глаз».

ЛЫБЕДЬ (Белая лебедь) — в восточнославянской мифологии сестра трех братьев — родоначальников племени полян: Кия, Щека и Хорива.
Древнерусское предание о происхождении полян (в «Повести временных лет») родственно мифологическому сюжету, в котором участвуют три брата и сестра: в русской сказке — богатырша Белая лебедь, владелица живой воды и молодильных яблок, за которыми посланы братья; ее имя могло быть преобразовано из первоначального под влиянием мифологического мотива превращения богатырши в птицу.

ЛЮДВИКИ — карлики, обитающие в горных пропастях, питаются яствами, приготовленными из чистой меди, серебра и золота.

ЛЮДКИ (пикулики) — у лужичан карлики называются людками, т.е. маленькими людьми; это подземные духи, обитающие в горах, холмах и темных пещерах.
Людки — искусные музыканты, любят танцы и являются на сельские празднества.
У словаков их называют пикулики — мужички ростом с палец, но весьма сильные, поселяются на людских дворах — в какой-нибудь норе, приносят своему хозяину золото, деньги, хлеб и даруют его лошадям здоровье и сытость.

http://supercook.ru/

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники